Открывшаяся в конце апреля выставка «Москвичка. Женщины советской столицы 1920-30-х» позиционируется как главный проект Музея Москвы этого года. Размах экспозиции, для которой отобрали около 2000 живописных полотен, скульптур, графических работ, плакатов и монументальных панно более чем из 30 российских музеев и частных коллекций, действительно впечатляет.
20-30-е годы прошлого века — время громадных перемен в Москве и в стране, что нашло отражение в новом статусе женщин не только в семье и быту, но и на производстве, и — шире — в жизни большого города. Замысел выставки — показать всё это через изобразительное искусство той поры, в котором женщина выступает не только «объектом», но и творцом, и где даже реальные люди предстают символом эпохи.
«Москвичка» — это прогулка по годам и темам (на выставке девять разделов: «Женщина и революция», «Жить стало лучше», «Превращение в памятник» и др.), а также по городу: неспроста в названии проекта обозначена привязка не только ко времени, но и к месту. Примечательно, что некоторым героиням кураторы выставки отвели персональные «жилища» (небольшие залы с указанием точного московского адреса): актрисе Любови Орловой, художнице (и супруге Александра Родченко) Варваре Степановой и др. А рядом с портретами и плакатами соседствуют городские пейзажи, запечатлевшие знаковые места, праздники и будни больших строек столицы.
Москвички здесь представлены разные по профессии и образу жизни: революционерки и актрисы, лётчицы и нэпманши, метростроев- ки и художницы. Но один из самых главных и, пожалуй, сквозной образ всей выставки — женщина-текстильщица, что не удивительно.
По числу фабрик и занятых на них рабочих текстильная промышленность занимала в 1920-30-е годы первое место среди всех столичных производств. А трудились на этих предприятиях в основном женщины. Прямое отношение к текстильной теме (и к связанной с ней моде) имели и многие художницы-мо- сквички, ставшие героинями выставки. Например, та же Варвара Степанова или скульп- тор-монументалист Вера Мухина, в своей богатой творческой жизни разрабатывавшая также театральные костюмы и модели повседневной одежды.
А своеобразный пунктир всей экспозиции — журнал «Работница», который появился ещё в царское время как пропагандистский листок, распространявшийся на текстильных фабриках, и с годами менялся и по содержанию, и по оформлению, став ещё одним полновесным документом эпохи.
О СВОИХ ВПЕЧАТЛЕНИЯХ ОТ ВЫСТАВКИ РАССКАЗЫВАЕТ ДЕПУТАТ СД М. О. ХАМОВНИКИ ТАТЬЯНА АЛИМОВА:
— Выставка удачно сочетает личное и общественное. Она включает девять именных залов, посвящённых великим женщинам 20-х и 30-х годов прошлого века, среди них — актриса, художница, скульптор, стахановка-метро- строевка.
Не последнее место среди экспонатов занимают предметы, над разработкой и изготовлением которых трудились эти уникальные женщины. Например, в зале, посвящённом Людмиле Маяковской, сестре великого советского поэта и представительнице русского авангарда, можно увидеть образцы тканевых рисунков, над которыми она работала на комбинате «Красная Роза».
Передовым в то время был принцип аэро- графического нанесения изображения на ткань — на выставке представлен аэрограф Маяковской. Художница и преподаватель, она прожила долгую жизнь, оставив после себя немалое наследие. Не менее интересен зал, посвящённый прекрасной актрисе и роскошной женщине Любови Орловой — там можно увидеть не только её фотографии и автографы, но и броши, перчатки, клатч. Малоизвестные факты можно узнать на выставке о жизни и творчестве скульптора Веры Мухиной. Отрадно, что выставка подробно показывает жизнь представительниц рабочего класса. Фотографии стахановок украшают обложки
многих номеров знаменитого журнала «Работница», основанного в 1914 году по инициативе B.И. Ленина «для работниц и жён рабочих».
Выставка «Москвичка. Женщины советской столицы 1920-30-х» по адресу: Зубовский бульвар, 2 продлится до конца августа. Маленький совет: не откладывайте встречу с прекрасным на потом и отведите под неё часа три как минимум.