УШЕДШАЯ НАТУРА: «МОСКОВСКИЙ ДВОРИК»

«Московский дворик» (1878) — самая известная картина Василия Поленова. На ней запечатлён двор не сохранившегося до наших дней дома на пересечении Дурновского (ныне Композиторская улица) и Трубниковского переулков. А вы хорошо знаете историю знаменитого полотна? Давайте проверим. Что из приведённых ниже утверждений правда, а что — вымысел? Правильные ответы — на странице 8.

1 В списке работ Поленова, составленном самим художником, первый этюд будущей картины называется «Арбатский уголок».

2 Поленов родился и провёлбольшую часть жизни на Арбате. И «Московский дворик» — это, по его словам, «признание в любви к малой родине».

3 Вариант картины 1878 года отличается от первоначального по формату (вместо вертикального — горизонтальный) и содержанию: художник «оживил» пейзаж, добавив людей.

4 Фортепианный цикл П.И. Чайковского «Времена года» (1875-1876) произвёл на Поленова такое сильное впечатление, что он хотел написать «Московский дворик» в четырёх вариантах (летний, осенний, зимний и весенний), но потом отказался от этого замысла.

5 У «Московского дворика» есть несколько авторских копий, отличающихся друг от друга. Одну из копий Поленов подарил писателю И.С. Тургеневу.

6 Сейчас картина находится в постоянной экспозиции Третьяковской галереи. Её основатель Павел Третьяков приобрёл «Московский дворик» у автора прямо на выставке, где была впервые представлена картина.

7 Организаторы шестой выставки передвижников, стартовавшей в марте 1878 года в Санкт-Петербурге, а затем переехавшей в Москву, предлагали Поленову выставить картину ещё в Питере. Но утворцов свои причуды: художник захотел, чтобы «Московский дворик» был представлен публике в Москве.

8 Посетив в мае 1879 года Третьяковскую галерею, Поленов подумал, что воздух на картине надо бы изменить («На этюде он гораздо лучше»), и с разрешения Третьякова сделал это.