МЭР МОСКВЫ СЕРГЕЙ СОБЯНИН В СВОЁМ БЛОГЕ НАПОМНИЛ, ЧТО В ЭТОМ ГОДУ — ТОЧНЕЕ, 29 ДЕКАБРЯ, — ЛЕГЕНДАРНОМУ ТРАМВАЮ «АННУШКА» ИСПОЛНЯЕТСЯ 112 ЛЕТ.
«Дорогая «Аннушка»», ты уже старушка, с каждым днём короче твой маршрут», — писал о любимом москвичами маршруте композитор и поэт Никита Богословский. Воспел «Аннушку» и Константин Паустовский: в молодости писатель работал кондуктором. А вотто, что именно «Аннушкой» отрезало голову Берлиозу — это смелое читательское допущение, к которому подтолкнула писательская фантазия Михаила Булгакова: в районе Патриарших никогда не было трамвайных путей, на которые, по воле автора «Мастера и Маргариты», пролила масло некая Аннушка. Но это имя сплелось в сознании читателей с названием популярного маршрута…
Впрочем, для знатоков литературы и нашего города допущение понятное — за всю свою историю маршрут «А», или, как ласково называли его москвичи, «Аннушка», переносили несчётное количество раз. С конца 1930-х и до начала 1950-х его меняли чуть ли не каждый год!
Но всё равно какая-то его часть проходила по Бульварному кольцу: именно потому маршрут изначально назвали «А» Бульварное кольцо считалось городским кольцом «А».
Кольцом «Б» считалось Садовое кольцо, и по нему ходил кольцевой трамвай «Б», или «Букашка».
Константин Паустовский писал: «Линия «А»» была нарядная, театральная и магазинная. По ней ходили только моторные вагоны, и пассажир был иной, чем на линии «Б»», — интеллигентный и чиновный». По кольцу же «Б» ездила публика самая разношёрстная.
Сначала «Букашка» была конкой, потом её заменил трамвай «Б», а с конца 1930-х на этот маршрут вышли троллейбусы «Б», рельсы убрали: трамваи мешали растущему потоку автомобилей. В 2016 году троллейбусы заменили на автобусы. Но всё равно они остались «Букашками»!
А знаете ли вы, что был ещё трамвайный маршрут «В» «Верочка», — связывавший по кольцу Таганку с районом Автозаводской?
Маршрут в своё время ликвидировали, как и некоторые другие трамвайные линии. Зато сейчас трамваи переживают второе рождение: они становятся более быстрыми, комфортабельными, остановки — удобными. Скоро рельсы проложат по проспекту Академика Сахарова, соединив «Комсомольскую» с «Чистыми прудами» и старинной Бульварной линией. Это позволит разгрузить станции метро. И хотя москвичи ради скорости всё-таки предпочитают метрополитен, неспешный по сравнению с другими видами транспорта трамвай приносит куда больше удовольствия.
И снова вспомним Паустовского: «За открытыми окнами вагона линии «А» шумели листвой бульвары. Вагон медленно кружился по Москве — мимо усталого Гоголя, спокойного Пушкина, мимо Трубного рынка, где никогда не умолкал птичий свист, мимо кремлёвских башен, златоглавой громады храма Христа Спасителя и горбатых мостов через обмелевшую Москву-реку…»