В ПОСТАНОВЛЕНИИ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ О КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГАХ ОПРЕДЕЛЕН И ПОРЯДОК ПЕРЕРАСЧЕТА ЗА НИХ.
1. Перерасчет можно оформить на вывоз мусора, водоснабжение, газоснабжение, водоотвод, отопление и электроэнергию.
2. Для перерасчета есть шесть законных оснований:
— предоставление некачественных услуг;
— перерыв в передаче услуг, превышающий установленную продолжительность;
— отсутствие жильцов в течение 5 и более дней;
— расхождение со счетчиками;
— уменьшение количества проживающих;
— получение льгот и субсидий.
Качество услуг и превышение установленной продолжительности определяются нормами.
Например, температура горячей воды должна быть не менее 60-70 градусов, а еще вода (и холодная, и горячая) должна быть прозрачной и без запахов.
Если у вас не было холодной воды в течение 4 часов подряд либо 8 часов суммарно за месяц, вы имеете право на компенсацию. Те же правила относятся к горячей воде, но в случае аварии на тупиковой магистрали воду могут отключить на сутки. Газа может не быть не больше 4 часов в месяц, а мусор должны вывозить каждые два дня при температуре ниже 5 градусов и каждые сутки, если на улице тепло.
Сложнее с электроэнергией: при наличии двух взаимно резервирующих источников питания электричество могут отключать лишь на два часа, а вот если источник питания один, то и на весь день.
Важное уточнение: если некачественными услугами причинен имущественный вред, потребитель имеет право не только на перерасчет, но и на возмещение ущерба.
Доказательством ущерба может быть заключение специалиста или справка из сервисного центра: например, что техника вышла из строя из-за скачка напряжения.
Правило о перерасчете при отсутствии жильцов не менее пяти дней по отдельным видам услуг распространяется не на всех: скажем, те, кто пользуется счетчиками воды и газа, всегда платят по фактическому потреблению.
Любое заявление на перерасчет должно быть обосновано документально. Например, в случае отсутствия в течение пяти и более дней это может быть билет на поезд (самолет) или справка от работодателя о командировке.
3. Для оформления перерасчета надо обратиться в управляющую компанию, ТСЖ или организацию, которая отвечает за предоставление услуг ЖКХ. Обычно их контакты указаны на ежемесячной квитанции. Можно попробовать позвонить диспетчеру и устно заявить о технической проблеме (он скажет, что уже в курсе, или же отправит к вам проверку в течение двух часов) либо направить по почте заявление в свободной форме.
Если управляющая компания будет «сопротивляться», придется идти в суд. Но перед этим рекомендуется подать в УК досудебную претензию: это дает шанс, что на нее отреагируют, и станет доказательством, что вы пытались урегулировать спор мирным путем.