1 марта 2023 года было запущено движение по всей Большой кольцевой линии Московского метрополитена. БКЛ стала крупнейшим в мире реализованным проектом в метростроении и самой длинной кольцевой линией метро в мире, опередив 10-ю линию Пекинского метрополитена, длина которой 57,1 км.
БКЛ — ЭТО:
70 км путей;
31 станция;
3 электродепо;
47 пересадок на другие линии метро, МЦК, МЦД и пригородные ж/д направления.
15 миллионов москвичей смогут теперь экономить на дороге до 35-45 минут в зависимости от маршрутов. Однако добавит БКЛ транспортного комфорта не только жителям районов, по которым непосредственно проходит: комфортнее станет и жителям центральной части Москвы.
На 22% разгрузится Арбатско-Покровская линия.
На 21% станет свободнее на Филёвской линии.
На 25% уменьшится пассажиропоток на Кольцевой линии.
Специалисты ожидают, что и на дорогах Москвы станет свободнее. БКЛ предоставляет больше вариантов передвижения по городу, а значит, больше людей предпочтут пользоваться общественным транспортом, а не личными автомобилями.
15% — НА СТОЛЬКО РАЗГРУЗЯТСЯ ДОРОГИ МОСКВЫ.
С полным запуском БКЛ стали меньше интервалы в движении поездов: в часы пик теперь поезд нужно будет подождать всего 1,5-2 минуты вместо прежних 3,2. Линию при этом обслуживают самые современные и красивые метропоезда «Москва-2020». К слову, серия «Москва-2020» в прошлом году получила премию за лучший дизайн поездов Red Dot Awards: Product Design 2021. Однако современные поезда московского метро не только красивые, но и высокотехнологичные.
ИЗ ИСТОРИИ МЕТРО — Почему в Москве по две «Арбатских» и «Смоленских».
«Арбатская» и «Смоленская», которые сейчас относятся к Филёвской линии, были открыты в 1935-м в составе Кировского диаметра (ныне Сокольнической линии). Уже спустя три года участок от нынешнего «Александровского сада» до «Смоленской» передали Арбатско-Покровской линии. Других «Арбатской» и «Смоленской» вовсе не предполагалось. Однако в 1941 году во время бомбардировки в тоннель попала немецкая бомба, после чего было принято решение продублировать линию глубоким заложением. Так появились «синие» станции, а «голубые» были закрыты. Старые тоннели было решено использовать для строительства новой Филёвской линии, первый участок которой был открыт в 1957 году.
Рекорд «Александровского сада»
Станция «Александровский сад» меняла названия чаще других. Открывалась она под названием «Улица Коминтерна» (хотя чаще её называли просто — «Коминтерн»), затем ей было присвоено название «Имени Коминтерна». В 1946 году её переименовали в «Калининскую».
В 1990 году после возвращения улицам Москвы исторических названий станцию переименовали в «Воздвиженку». С таким названием она просуществовала всего несколько дней (хотя успели даже отпечатать новые схемы), после чего её внезапно переименовали в «Александровский сад».
Звезда Кагановича.
По легенде, знаменитый вестибюль-звезду станции «Арбатская» Филёвской линии придумал сам Лазарь Каганович, на тот момент Первый секретарь Московского горкома ВКП(6). Более того, утверждают, что этот, в общем-то, не главный элемент перестраивали несколько раз. Только вот если Каганович и хотел, чтобы вход был в виде звезды, то эту звезду было видно только сверху, а пассажиры видели лишь красивые колонны и элегантные очертания вестибюля. Правда, в вестибюле этой станции не очень удобно назначать свидания — по сравнению с другими старыми вестибюлями он довольно небольшой по размерам.
Открытия на Боровицкой.
В 1985 году во время строительства станции «Боровицкая» на глубине 6 метров был обнаружен целый дом! Причём в сохранности оказались не только крыша, кирпичные стены и оконные рамы, но и интерьер — предметы быта и кухонная утварь. Археологи выяснили, что это дом XVIII века, который ушёл под землю в результате карстового провала, сформировавшегося из-за наводнений 1702 года.
USB-разъёмы установлены между всеми пассажирскими сиденьями: более 350 человек могут заряжать свои гаджеты одновременно.
Увеличенная ширина дверей 160 см (вместо прежних 120-121 см) позволяет быстрее осуществлять высадку и посадку пассажиров.
В каждом вагоне поезда «Москва-2020» установлена система автоматического обеззараживания воздуха.
Новые поезда на 15% тише своих и без того уже негромких современных предшественников.